Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЛАТОН
56, С. 664-667 опубликовано: 27 июня 2024г.


ПЛАТОН

(Фивейский Павел Симонович; 18.06.1809, с. Чанки Коломенского у. Московской губ.- 12.05. 1877, с. Солониково Костромского у. и губ.), архиеп. Костромской и Галичский, писатель. Предки П. были сельскими священниками Московской губ. Буд. архиепископ род. в семье свящ. Симона Ивановича Лосева (1786(?)-1833) в с. Чанки (по др. данным, в с. Сидоровском Звенигородского у. Московской губ., в к-ром действительно после с. Чанки служил о. Симон Лосев). Мать П.- Матрона Лукьяновна, уроженка с. Воздвиженского Дмитровского у. Московской губ., дочь священника. Ее брат, дядя П.,- архиеп. Кирилл (Богословский-Платонов).

Платон (Фивейский), архиеп. Костромской и Галичский. Фотография. 70-е гг. XIX в.
Платон (Фивейский), архиеп. Костромской и Галичский. Фотография. 70-е гг. XIX в.

Платон (Фивейский), архиеп. Костромской и Галичский. Фотография. 70-е гг. XIX в.

В семье о. Симона Лосева было семеро детей - 4 сына и 3 дочери, все сыновья получили разные фамилии: Александр - Невский, Павел - Фивейский, Петр - Казанский, Михаил - Боголюбский. Впосл. свящ. Александр Невский (1810-1848) стал преподавателем в Вифанской и Московской духовных семинариях, П. С. Казанский (1819-1878) - профессором МДА, церковным историком и богословом, прот. Михаил Боголюбский (1826-1902) - духовным писателем, в 1894-1902 гг. являлся председателем Общества любителей духовного просвещения. Одна из сестер П., Екатерина Симоновна († 1876), вышла замуж за диак. Иоанна Горского. Ее сын (племянник П.) - П. И. Горский-Платонов (1835-1904). Екатерина Горская похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Фивейский обучался в Вифанской ДС (1822-1830) и МДА (1830-1834), к-рую окончил со степенью магистра богословия. 8 сент. 1834 г. в Троице-Сергиевой лавре принял монашеский постриг с именем Платон, 14 сент. был рукоположен в сан диакона и 16 сент.- в сан иерея. 6 апр. 1836 г. определен в число соборных иеромонахов Донской иконы Божией Матери московского монастыря. 5 окт. 1838 г. назначен библиотекарем МДА, 15 окт.- действительным членом Академической конференции. В 1834-1842 гг. П. преподавал в МДА церковную словесность, «учение о пастырях Церкви» (т. е. пастырское богословие), каноническое право и др. дисциплины. 16 сент. 1841 г. назначен инспектором академии, 9 нояб. того же года возведен в сан архимандрита.

Дружил с А. В. Горским. Являлся наставником и в 1835 г. восприемником при монашеском постриге Агафангела (Соловьёва; впосл. архиепископ Волынский и Житомирский). По воспоминаниям современников, иером. Агафангел, направляя в 1841 г. (анонимные) доносы 3 митрополитам, членам Синода, касавшиеся переводческой деятельности проф. прот. Г. П. Павского, заручился поддержкой и одобрением именно П.- «о. Платон одобрил его проект и благословил друга на дело» (Четыре письма. 1893. С. 51).

20 янв. 1842 г. П. был назначен ректором Казанской ДС и настоятелем казанского в честь Преображения Господня монастыря, но после случившегося в его отсутствие в семинарии крупного пожара, 3 мая 1843 г., переведен на должность ректора Орловской ДС. 30 апр. 1844 г. по состоянию здоровья (всю жизнь П. страдал от болезни печени) и по личному прошению был переведен в виленский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь). В 1845 г. «для поправления здоровья» П. перемещен в Каменец-Подольск, где особо сблизился с архиеп. Подольским и Брацлавским Арсением (Москвиным; впосл. митрополит Киевский).

13 февр. (апр.?) 1847 г. П. был назначен ректором Тамбовской ДС, настоятелем Козловского во имя Святой Троицы монастыря и 27 нояб.- цензором проповедей, произносимых в кафедральном соборе. С 20 мая того же года преподавал в семинарии догматическое и нравственное богословие. Различными распоряжениями 1848 г. П. «внес строгий порядок и единство в учебную часть семинарии», пополнил семинарскую б-ку, составил ее каталог (Грибановский. 1878. С. 474, 479). При П. было построено 3 семинарских амбара для хранения провианта. По его ходатайству был увеличен оклад на содержание семинарского дома с 857 до 2000 р. ежегодно. Проф. КазДА архим. Антоний после ревизии Тамбовской ДС в июле 1848 г. объявил ректору и всем наставникам благодарность. В том же году П. совершал ревизию Шацкого и Липецкого духовных уч-щ. По свидетельству прот. Виктора Певницкого (1831-1892), семинарию П. «крепко держал в своих руках, и сам зорко следил за всем. Это был полновластный господин и хозяин. Боялись его не одни ученики; побаивались и инспектор, и все наставники и держали себя перед ним в струнку» (цит. по: Феодосий (Васнев). 2009. С. 35). 6 авг. 1849 г. в Козлове П. совершил закладку собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери (1873; архит. К. А. Тон) в благодарность за избавление города от эпидемий холеры в 1831 и 1847 гг. Также П. приобрел у «г. Головиных» и передал в Козловскую обитель частицу пояса Пресв. Богородицы, залитую в воскомастику (Павел. 1878. С. 483).

3 дек. 1852 г. П. был назначен ректором Владимирской ДС и настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря. Воспитанникам и преподавателям семинарии П. запомнился как «человек болезненный, нервный и в высшей степени строгий». Он пытался искоренить пьянство, табакокурение и картежные игры в семинарской среде, потребовав от всех учеников расписки с отказом от этих привычек. За провинности направлял их в карцер, заставлял стоять на коленях во время уроков. Посещал квартиры воспитанников. «Платона ученики боялись... он не останавливался даже и пред телесными наказаниями», дозволял публичное сечение розгами (Малицкий. 1902. С. 236-237).

В дек. 1853 г. П. был вызван в С.-Петербург «для исправления чреды священнослужения», где оставался до 15 февр. 1855 г. 30 апр. 1856 г. он был назначен, а 24 мая того же года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 30 июля того же года, вероятно по протекции друга - архиеп. Арсения (Москвина), назначен епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии. 15 февр. 1857 г. П. возглавил самостоятельную Костромскую и Галичскую епархию. 28 марта того же года прибыл в Кострому.

Одной из главных проблем в епархии было отсутствие собственных помещений у Костромской ДС, к-рая в 1814-1847 гг. размещалась на территории костромского Богоявленского мон-ря. После сильного пожара 6 сент. 1847 г. семинария ютилась в одном из домов при кафедральном соборе (в том же здании находилось и Костромское ДУ). П. обратился к духовенству и церковным старостам с призывом к «пожертвованиям для устройства семинарских помещений». Сбор средств превзошел все ожидания: было собрано 36 тыс. р. По купчей от 24 июня 1866 г. Костромская епархия за 22 тыс. р. купила у наследников купца А. И. Стригалева комплекс зданий на ул. В. Набережная (ныне 1 Мая), состоящий из 3-этажного дома и 3 больших каменных флигелей. В итоге в 1868 г. Костромская ДС переехала из соборного дома на ул. В. Набережную (семинария находилась здесь до 1918). «Вы этим домом в Костроме себя обессмертили,- писал П. Киевский митр. Арсений (Москвин) 22 апр. 1866 г.- Не могу не радоваться за семинарию и, как костромич, не благодарить и не прославлять Вас от всей полноты души и сердца» (Письма. 1892. С. 220). Митр. Арсений, уроженец Костромской губ., сразу передал 1 тыс. р. серебром для ц. Всех святых в Костромской семинарии и затем через П. много жертвовал в мон-ри и храмы своей родины (до 30 тыс. р. серебром).

Др. острой проблемой Костромской епархии оставалась ситуация со сгоревшим Богоявленским монастырем. После пожара 1847 г. эту обитель в 1848 г. официально закрыли, но ее руинированные постройки в самом центре Костромы продолжали разрушаться. По предложению П. в 1863 г. настоятельница Анастасиина Крестовоздвиженского мон-ря игум. Мария (Давыдова; 1822-1889) согласилась объединить свою обитель с бывш. Богоявленским мон-рем. 27 нояб. 1863 г. Синод удовлетворил ходатайство архиерея об объединении обителей в костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. В 60-70-х гг. XIX в. в бывш. Богоявленском мон-ре были проведены масштабные восстановительные работы.

При П. в Ипатиевском во имя Святой Троицы монастыре, с 1744 г. являвшемся резиденцией Костромских архиереев, завершились большие строительные работы, начавшиеся в 1835 г. по распоряжению имп. Николая I Павловича. 10 мая 1859 г. П. освятил в этой обители надвратную ц. во имя святых Хрисанфа и Дарии, ставшую крестовой. В 1860-1864 гг. вместо старого монастырского собора (XVIII в.) по проекту архит. К. А. Тона был возведен 5-главый собор Рождества Пресв. Богородицы, к-рый П. освятил 1 нояб. 1864 г. В нач. 60-х гг. по проекту Ф. Рихтера был перестроен корпус бывших наместнических келий, где в 1613 г. проживал буд. царь Михаил Феодорович Романов. Корпус, получивший название «дворца царя Михаила Федоровича», П. освятил 30 сент. 1863 г.

По инициативе П. был отремонтирован и расширен теплый кафедральный Богоявленский собор. Поводом к этому послужило спасение имп. Александра II Николаевича от покушения в С.-Петербурге 4 апр. 1866 г. По офиц. версии, его жизнь спас костромской крестьянин-отходник Иосиф Комиссаров. 4 сент. 1866 г. П., целый год из-за болезни не совершавший богослужения, торжественно заложил в Богоявленском соборе 2 придела: правый - в честь Феодоровской иконы Божией Матери, во имя св. Александра Невского и прп. Иосифа Песнописца (покровителя И. Комиссарова) и левый - в честь Боголюбской иконы Божией Матери (П. род. 18 июня, в день празднования этой иконе) и во имя мч. Платона (покровителя архипастыря). Правый придел П. освятил 10 нояб. 1868 г., а левый - 3 марта 1873 г.

По инициативе П. в загородном архиерейском доме в с. Солоникове Костромского у. был построен корпус с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

В 1860 г. к П. обратились жители г. Галича с прошением, чтобы к ним ежегодно приносили главную святыню Костромской епархии - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Архиерей, направивший ходатайство в Синод, в янв. 1861 г. получил разрешение ежегодно переносить икону из Костромы в Галич (святыня пребывала в городе со дня Преполовения Пятидесятницы до Недели св. отец). 17 мая 1861 г. чудотворный образ впервые крестным ходом доставили из Костромы в Галич. Эта традиция существовала вплоть до 1921 г.

11 мая 1866 г. в Костромской епархии было учреждено Кинешемское вик-ство. В управление викарию был предоставлен Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь.

П. обязал благочинных и причты делать ему при посещении им приходов специальные доклады о приходской жизни - по особой форме; для приходского духовенства составил кн. «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния» (1859). Еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) в письме от 28 марта 1860 г. благодарил его «за весьма хорошую книгу об исповеди» (Четыре письма. 1893. С. 88). Также П. выпустил правила, касающиеся порядка хранения и расходования церковных сумм, построения, исправления и возобновления храмов и др. церковных зданий; запретил священнослужителям в течение Великого поста отлучаться из своих приходов; издал в 1868 г. руководство священникам, назначаемым для назидания лиц. Для улучшения быта епархиального клира П. занимался проектом Об-ва взаимного страхования строений духовенства; разрешил строить причтовые дома на церковные суммы. Кроме того, он упорядочил управление благочинническими округами; выпустил подробные правила хранения церковного имущества, надзора за воспитанниками духовно-учебных заведений по выходе их из училищ, однообразного составления клировых ведомостей, «отлучек» монашествующих и белого духовенства и т. п.

Заботясь о религ. просвещении паствы, П. «преподал» духовенству подробные наставления о местночтимых святынях, издал правило произнесения и цензуры проповедей и учредил в различных местах епархии 20 цензурных комитетов; предполагал начать издание «Костромских епархиальных ведомостей», но тогда это намерение не осуществилось. П. выпустил инструкцию депутатам, назначаемым от епархиального начальства для присутствия при испытании учеников по Закону Божию в светских уч-щах; составил правила отчета о надзоре за преподаванием Закона Божия в народных уч-щах по положению 1867 г.

Во время службы в Костроме П. неоднократно встречал посещавших город представителей Дома Романовых: 15 авг. 1858 г.- имп. Александра II, 20 июля 1863 г.- цесаревича Николая Александровича, 14 авг. 1866 г.- цесаревича Александра (буд. имп. Александр III Александрович). Архиерей был награжден орденом св. Анны 2-й (1 июня 1849) и 1-й степени, св. кн. Владимира 2-й степени (1866), бронзовым наперсным крестом и др. 9 марта 1866 г. ему было объявлено «высочайшее благоволение за заботливость о благе» Костромской епархии, 13 мая того же года - «высочайшая благодарность». 31 марта 1868 г. П. был возведен в сан архиепископа. Являлся членом Копенгагенского королевского об-ва северных антиквариев.

По свидетельству родного брата П.- П. С. Казанского, успешная деятельность архипастыря омрачалась конфликтами с костромским губернатором Н. А. Рудзевичем (1811-1889), к-рый «вмешивался» в церковную жизнь (У Троицы. 1914. С. 55; см. также: Письма. 1892. С. 218-219).

«Будучи в душе сам монахом, он любил монашество и монахов», с которыми «держал себя близко» (Павел. 1878. С. 483). По состоянию здоровья П. неск. раз собирался уйти на покой. Он предполагал поселиться в Макариевом Решемском во имя Святой Троицы монастыре Кинешемского у. Красотой слободы Решмы он был «очарован» при объезде епархии в 1857 г. Для архиерея в юго-вост. углу обители на средства кинешемского купца А. И. Поленова в 1862 г. был построен деревянный дом с мезонином и небольшой «изящной» ц. Казанской иконы Божией Матери. Однако занятый множеством дел П. так и «не смог выйти на покой». По его завещанию в 1877 г. этот дом был передан в собственность бывш. настоятелю Тихонова Лухского в честь Воздвижения Креста Господня монастыря архим. Сергию.

Во время управления П. Костромской епархией, в 1847-1848 и 1861-1867 гг., в Бабаевском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре проживал свт. Игнатий (Брянчанинов). П. благосклонно относился к святителю. Так, 12 мая 1865 г. он писал ему: «Редко я по множеству дел моих могу снабдевать мою душу святоотеческими писаниями. Вчера, улучив несколько минут свободных, взял в руки Добротолюбие и среди чтения преп. Дамаскина Петра подали мне Ваши аскетические писания. Тотчас беру в руки их и слышу в них звуки святоотеческой гармонии, наслаждаюсь духом древних отцов. Некоторые из Ваших писаний мне были известны прежде... Ныне же я рекомендую всей епархии писания Ваши. Да возродится во всем духовенстве жажда к приобретению и усердие к чтению Ваших подвижнических писаний» (Соколов. 1915. Ч. 2. С. 22-23). 17 апр. 1870 г. П. просил брата святителя, П. А. Брянчанинова (1809-1891), также проживавшего в Бабаевской обители, «сохранить для веков или имен последующих» память о подвижнике, «собрать все, какие только возможно, сведения о жизни и деятельности преосвященного Игнатия» (Там же. Ч. 1. С. 4).

П. скончался в загородном архиерейском доме в с. Солоникове (в 5 верстах от Костромы). 15 мая его тело было перенесено в Кострому в кафедральный собор. 17 мая отпевание в соборе совершили еп. Ярославский и Ростовский Иоанафан (Руднев) и еп. Кинешемский Геннадий (Левитский; Ɨ 1893). В тот же день он был погребен в архиерейской усыпальнице в подклете костромского Успенского собора (взорван в 1934).

Среди сочинений П.- брошюра «Взгляд на историю Рос. Церкви» (1834), написанная в МДА «под сильным руководством» его друга, А. В. Горского (см.: У Троицы. 1914. С. 294). В 1854 г. был издан труд П. «Православное нравственное богословие», принятый Синодом в качестве учебника для семинарий. Первая его часть посвящена Закону Божию, 2-я часть - конкретным обязанностям христианина по отношению к Богу, к святым, к себе, к ближним, к обществу. Это сочинение «пришлось по душе» свт. Игнатию (Брянчанинову). Книга П. «Сокращенное изложение догматов веры по учению православной Церкви» (1869) отличалась «ясностию изложения, так что, когда нужно было японцам-христианам дать руководство к уразумению догматов, то на японский язык переведена была эта книга» (Письма. 1892. С. 201, 213).

Соч.: Взгляд на историю Рос. Церкви. М., 1834; Основание переславского Троицкого Данилова мон-ря прп. Даниилом, Переславским чудотворцем. М., 1853; Правосл. нравственное богословие. М., 1854. СПб., 18674; Нек-рые соображения о расколе и способе действия на оный. М., 1858; О мерах к предупреждению и ограничению раскола и к обращению в недра Св. Церкви заблуждающихся. М., 1858; Слово при освящении придельного храма в честь Введения в храм Пресв. Богородицы при Сретенской кладбищенской церкви г. Кинешмы. М., 1858; Напоминание священнику об обязанностях его при совершении таинства покаяния. Кострома, 1859. Ч. 1; М., 1861. Ч. 2. СПб., 20044; Памятная книжка для священника, или Размышления о священнических обязанностях. М., 1860; Речь Е. И. В. ...наследнику и вел. кн. Николаю Александровичу // Костромские ГВ. 1863. Ч. неофиц. № 26. С. 191; Беседа при продолжении молитвы об избавлении от губительной болезни и по случаю заложения придельного храма при Богоявленском соборе // Там же. 1866. № 38. С. 405-406; Слово по освящении придельного храма при костромском Богоявленском соборе // Там же. 1868. № 45. С. 402-403; Сокращенное изложение догматов веры по учению правосл. Церкви. Кострома, 1869; Собр. неск. слов, поучений и речей. Кострома, 1869. М., 18702; Речь их Имп. Высочествам при встрече в Ипатьевском мон-ре // Островский. 1870. С. 285-287; Речь при освящении покоев в Ипатьевском мон-ре, в к-рых жил царь Михаил Феодорович // Там же. С. 281-284; Речь при сретении государя наследника цесаревича Николая Александровича при вратах Ипатьевского мон-ря // Там же. С. 280-281; Слово по освящении храма во имя св. мучеников Хрисанфа и Дарии, устроенного над Св. вратами в 1-кл. Ипатьевском мон-ре // Там же. С. 274-280; Беседа по освящении храма, устроенного на кладбище Богоявленского Анастасиина девичьего мон-ря. М., 1876; Духовное завещание // Костромские ГВ. 1877. № 19. Прил.; Письмо к сельскому священнику // Костромские ЕВ. 1890. Отд. неофиц. № 23. С. 641-642; Кр. правосл. учение о вере и нравственности христианской. М., 1892; Восп. об одном из распоряжений митр. Моск. Филарета, бывшем во днях Четыредесятницы // Ярославские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. № 9. С. 135-137.
Ист.: Флоринский Н. И. Восп. о преосвящ. Платоне, Костромском архиеп. М., 1877; Письма митр. Киевского Арсения [Москвина] к архиеп. Костромскому Платону: [1856-1872] // РА. 1892. Кн. 1. № 2. С. 201-232; Четыре письма митр. Леонтия [Лебединского] к архиеп. Костромскому Платону: [1860-1873] // Там же. 1893. Кн. 3. № 9. С. 87-92; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Серг. П., 1899. Т. 2. С. 59-62; Путевые записки еп. Никодима [Казанцева] // РА. 1903. № 2. С. 249; У Троицы в Академии, 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 10, 12-13, 90, 133, 252, 266, 294, 297, 524, 525, 549, 550, 556, 563, 567, 580, 581, 712; Николай (Касаткин), свт. Дневники: В 5 т. / Сост.: К. Накамура. СПб., 2004. Т. 1. С. 289.
Лит.: Казанский П. С. Ист. описание Троицкого Козловскаго монастыря. М., 1849; Свирелин А. И. Ист.-стат. описание переславского Троицкого Данилова мон-ря. М., 1860. С. 98-99; Самарянов В. А., сост. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. Отд. 2. С. 25-26; [он же]. Кончина и погребение высокопреосв. Платона, архиеп. Костромского и Галичского. Кострома, 1877; Островский П. Ф., прот. Ист.-стат. описание костромского 1-кл. кафедр. Ипатиевского мон-ря. Кострома, 1870. С. 136-163; Некр. // Костромские ГВ. 1877. Ч. неофиц. № 19. С. 143; Некр. // Московские ЕВ. 1877. Ч. неофиц. № 21. С. 199; Грибановский М. Высокопреосв. архиеп. Платон, как ректор Тамбовской семинарии // Тамбовские ЕВ. 1878. Ч. неофиц. № 15. С. 471-482; Павел, игум. Черты жизни и деятельности в Бозе почившего преосвящ. Платона, архиеп. Костромского и Галичского // Там же. С. 482-484; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 33-34, 72, 238, 358, 362, 383, 387, 399, 408, 428-429, 542; Титов А. А. Мат-лы для био-библиогр. словаря: Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губ. М., 1892. С. 34-35; Сырцов И. Я. Архипастыри Костромской епархии за 150 лет ее существования (1745-1898). Кострома, 1898. С. 36-38; Малицкий Н. В.История Владимирской ДС. М., 1902. Вып. 2. С. 235-237; Баженов И. В. Макариев Решемский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1904. С. 6-7; Беляев А. Д. Проф. МДА П. С. Казанский и его переписка с архиеп. Костромским Платоном. Серг. П., 1910-1916. 2 вып.; Рус. провинциальный некрополь / Сост.: В. В. Шереметевский. М., 1914. Т. 1. С. 683; Соколов Л. А. Еп. Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. К., 1915. 2 ч.; Феодосий (Васнев), еп. Тамбовская ДС в 1820-1850-е гг. // Тамбовские ЕВ. 2009. № 3(15). С. 34-38; Резепин П. П. Костромской некрополь: Второй кремль // Энтелехия: Науч.-публицист. ж. Кострома, 2014. № 30. С. 119-121.
Н. А. Зонтиков, Д. Б. К.
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Платон (Фивейский Павел Симонович; 1809 - 1877), архиепископ Костромской и Галичский, писатель
См.также:
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский